Крупные развивающиеся предприятия различных отраслей экономики не могут существовать без железнодорожного транспорта, а в свою очередь железнодорожный транспорт, в современных реалиях, немыслим без современных систем железнодорожной автоматики. К сожалению, системы железнодорожной автоматики многих предприятий построены еще в 70-80 годах прошлого века и на данный момент морально и физически устарели. Зачастую такие системы уже не могут обеспечить ни безопасную эксплуатацию железнодорожного транспорта, ни исправную работу самой системы. Восстановление и поддержание работоспособного состояния устаревших систем становится все более дорогостоящим и, в конечном счете, нерентабельным.
Наша система микропроцессорной
централизации МПЦ-ПТ была разработана
с целью уйти от недостатков устаревших
систем и направлена на эксплуатацию в
неблагоприятных, а зачастую тяжелых
условиях промышленного транспорта.
Главные отличия системы МПЦ-ПТ от
систем предыдущих поколений
заключены в применении
отказобезопасной (отказ или сбой в работе
не приведет к опасным последствиям)
доступной промышленной элементной базе,
что позволяет:
- повысить надежность системы;
- значительно сократить затраты на
строительство и обслуживание;
- значительно сократить потребление
электроэнергии системы;
- за счет компактности, размещать систему в ограниченных пространствах, а рабочее место оператора располагать в любом удобном для работы месте;
- расширить функционал системы, связанный с контролем дополнительных параметров, таких как электроснабжение, пожарная безопасность, контроль доступа и т.д.
В то же время система МПЦ-ПТ безоговорочно выполняет все требования правил технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог.
Система МПЦ-ПТ построена по трехуровневому принципу.
-
Управляющий, верхний уровень, который представляет собой автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора, построенное на базе современных ЭВМ под управлением ОС Windows, с возможностью аппаратно-программного резервирования системы передачи данных по различным каналам связи.
-
Уровень взаимозависимости стрелок и светофоров, средний уровень, уровень безопасности. Данный уровень состоит из управляющего вычислительного комплекса (УВК), который состоит из центрального процессорного устройства и именно на этом уровне выполняются все требования условий безопасности отраженные в ПТЭ железных дорог такие как: контроль участков пути (об этом вы можете узнать больше здесь), взаимное замыкание стрелок и светофоров, контроль положения стрелок по маршруту и контроль взреза стрелок с одновременным перекрытием светофоров ограждающий данный маршрут, исключение перевода стрелки под подвижным составом и т.д. Уровень взаимозависимости стрелок и светофоров является мозговым центром системы и одновременно посредником между верхним управляющим уровнем и нижним, исполнительным уровнем шкафного оборудования. Также уровень взаимозависимости стрелок и светофоров осуществляет контроль за правильной, корректной работой нижнего уровня.
-
Нижний, исполнительный уровень шкафного оборудования построен на современной элементной базе отечественных и европейских производителей с мировым именем и содержит схемы управления стрелками и светофорами, схемы управления и контроля устройствами автоматической переездной сигнализации (АПС - подробнее читайте тут), схемы увязок с устройствами путевой блокировки и локальной автоматики (ограждение составов, увязка с дизель-генератором, система обдувки и обогрева стрелочных переводов, оповещение монтеров пути и т.д.).
Оборудование системы МПЦ-ПТ, как правило, размещается в типовых телекоммуникационных шкафах стандартных размеров напольной установки. Но система легко конфигурируется, что дает возможность, в зависимости от конкретных условий используемых помещений, для размещения аппаратуры применять шкафы любого типа.
АРМ ДСП
Состоит из:
- одного или двух комплектов ввода-вывода информации (монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»), в зависимости от необходимости резервирования. Количество мониторов в комплекте зависит от размеров путевого развития и необходимого объема выводимой информации;
- двух системных блоков (основного и резервного), работающих параллельно в «горячем» режиме, что позволяет переключать работу оператора с одного системного блока на другой без потери информации.
Возможности АРМ
- Вывод информации о поездной обстановке
- Управление и контроль устройств железнодорожной автоматики
- Контроль вспомогательных подсистем, таких как электроснабжение, пожарная безопасность, контроль доступа и т.д.
- Протоколирование и архивирование всех действий производимых на АРМ ДСП, изменений состояния устройств железнодорожной автоматики, а также возможных сбоев и нарушений в работе устройств. Имеется возможность создавать отчет по работе на основе накопленных данных.
АРМ ШН
Состоит из комплекта ввода-вывода информации (монитор, клавиатура, манипулятор типа «мышь») и системного блока.
Возможности АРМ
- Вывод информации о поездной обстановке
- Диагностика устройств микропроцессорной централизации
- Диагностика системы счета осей (если применяется)
- Протоколирование и архивирование всех действий производимых на АРМ ДСП, изменений состояния устройств железнодорожной автоматики, а также возможных сбоев и нарушений в работе устройств. Имеется возможность создавать отчет о работе на основе накопленных данных.
Шкаф УВК (ШУВК)
Назначение
- реализация отказобезопасных алгоритмов управления и контроля объектов железнодорожной автоматики
- прием команд от АРМ ДСП
- выдача информации на АРМ ДСП и АРМ ШН
Состав
- Отказобезопасный программируемый логический контроллер (ПЛК)
- счетно-опросная станция системы счета осей (если для контроля занятости путей и стрелочных участков подвижным составом применяется система счета осей). Возможно применение систем как отечественного, так и зарубежного производства
- устройства распределения и защиты питания внутри шкафа
Шкаф кроссовый (ШКР)
Назначение
Предназначен для соединения напольных устройств железнодорожной автоматики с устройствами микропроцессорной централизации.
Состав
Набор клеммных соединителей Phoenix, с функцией быстрого разъединения, применяемых для кроссировки жил кабелей. В шкафу размещается до 600 клеммных соединителей.
Шкаф стрелочный (ШСТ)
Назначение
Шакф ШСТ предназначен для управления стрелочными электроприводами с моторами как переменного, так и постоянного тока.
Состав
- Распределенная отказобезопасная станция ввода-вывода и релейный интерфейс управления стрелочными электроприводами. В одном шкафу может быть размещено до 34 комплектов стрелочной аппаратуры.
Шкаф светофоров (ШСВ)
Назначение
Шкаф ШСВ предназначен для переключения огней светофоров, а также контроля горения огней светофоров.
Состав
- распределенная отказобезопасная станция ввода-вывода и релейный интерфейс управления огнями светофоров. В одном шкафу может быть размещено до 70 комплектов аппаратуры светофоров.
Шкаф АВР
Назначение
Гарантированное энергоснабжение устройств железнодорожной автоматики путем автоматического включения резервного фидера питания при пропадании основного, либо включения дизель-генератора при пропадании обоих фидеров.
Состав
Устройства контроля и переключения фидеров питания расчитанные на трехфазное напряжение.
ШАВР может быть исполнен в варианте электроснабжения устройств только от двух фидеров питания без применения дизель-генератора, так и от трех фидеров, один из которых фидер от дизель-генератора.
Шкаф распределения питания (ШРП)
Формирование и распределение цепей питания устройств микропроцессорной централизации, а также защита устройств от перенапряжений.
Состав
Источник бесперебойного питания, изолирующие трансформаторы для формирования питания различных цепей, защитные автоматические выключатели с контролем срабатывания, приборы контроля заземления.